Пятница, 26.04.2024, 07:04 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сайт Управления образования Баяндаевского района | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Диагностика функциональной грамотностиЧто такое функциональная грамотность и как её развивать?О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности. – Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее. Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее. – Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса. Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе. Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени. Как формировать функциональную грамотность дома? Несколько советов родителям:У современных детей есть проблема понимания и распознавания любого текста. Это касается не только художественного текста, может быть, это в последнюю очередь касается художественного текста. Главным образом эта проблема касается самых необходимых текстов, с которыми ребенок сталкивается сразу же, как он начинает читать. Это любые виды задач, которые он прочитывает в учебнике, любые рекламные объявления — в транспорте, в интернете, в магазине, — это текст инструкции, текст договора на использование программы, которую он устанавливает на компьютер, даже записка домашняя от мамы или папы, что нужно сделать. У детей сегодня переформатированная интерпретация текстов — в интернете, по телевизору, текстов аудио и текстов визуальных, которые он видит. Возникает жесточайшее непонимание между тем, кто создает этот текст, и тем, кто его воспринимает, и чем дальше мы идем, тем больше этот разрыв. (Н. Катайцева, филолог, кандидат педагогических наук) Это проблема интернета и социальных сетей: мы пишем коротко, говорим коротко, ставим точку почти после каждого слова и считаем, что наша мысль высказана. Самый действенные и, практически единственный, приём — это пересказ текстов. Любой пересказ сюжета: вы посмотрели фильм, пусть ребёнок перескажет, даже если вы слушаете его вполуха. Пересказать сюжет мультфильма, рассказать о встрече с друзьями. Нужна обязательно какая-то история, где есть развитие сюжета, чтобы ребёнок мог воспроизвести его от начала до конца. Только когда он будет видеть эту сюжетность, у него будет складываться привычка рассказывать историю с опорой на ключевые моменты, то есть композиционно. Если речь об учебных текстах, то это тем более пересказы. Плюс составление плана, желательно подробного. Если ребёнок путается в чем-то, попробуйте сесть рядом с ним и составить план того, что он хочет рассказать: сначала расскажи об этом, потом об этом, вот здесь добавь детали, здесь расскажи подробности, здесь покажи картинку и сделай вывод. И потом попросите ребёнка по этому плану вам рассказать: опять же не важно — о войне Алой и Белой Розы или том, как он сходил в магазин или как гулял с собакой. То, что дети наши общаются, как в «Ералаше», «а этот ему под дых, а тот ему в пятак» — это проблема и развития речи, и развития мышления. А если родители сами испытывают такую же проблему и не могут помочь ребенку, что им делать?Мы учимся всю жизнь. Сегодня очень много каналов, которые направлены на саморазвитие, самообучение. Стоит сначала научиться самому, чтобы помочь ребенку. Родителям, если они сами освоят какие-то несложные приемы развития критического мышления, продуктивного чтения для того, чтобы помочь своему ребенку, от этого хуже не будет. Если человек может грамотно и красиво выразить свою мысль и донести ее до собеседника — это всегда хорошо. А у меня ребенок любит математику. Нужно ли ему развивать функциональную грамотность?Одна из оставляющих функциональной грамотности – это математическая грамотность учащихся. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики, решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать использованные методы решения. Так что и математику очень важно развивать функциональную грамотность. (по материалам из открытых источников) Информационный буклет для родителей В помощь педагогу:Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности: 1) Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности просмотр 2) Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)просмотр Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся:
Общеобразовательные организации Баяндаевского района с 2020 года принимают участие в диагностике функциональной грамотности.
2023 год: 1) Приказ об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2023/2024 3) Распоряжение МОИо 55-1389-мр от 20.10.2023 "О проведении диагностических работ по повышению функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Иркутской области в 2023 году"
2022 год: 1) Приказ о проведении ДФГ в Баяндаевском районе 2021 год: приложение № 4 к приказу Начальника Управления образования от 13.04.2021 № 83 2) Письмо "Об использовании банка РЭШ"
Диагностика функциональной грамотности в 7 классах:
2020 год: 1) Письмо "О согласовании участия в региональной диагностике функциональной грамотности в 6 классах" 3) приказ начальника Управления образования от 21.01.2021 № 4 "Об итогах диагностики функциональной грамотности в 6 классах отдельных общеобразовательных организациях Баяндаевского района" |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 uCoz |